Закон о Дорожных фондах

Целевые дорожные фонды функционировали в России с 1991 по 2001 год. В этот период времени эффективность использования средств, выделяемых на дорожное хозяйство, была значительно выше, чем в последующие годы. Так, например, в 90-е гг. автомобильных дорог в России вводилось 6-7 тысяч километров в год, в то время как сегодня - порядка 2 тысяч километров автотрасс в регионах и около 400 километров федеральных магистралей. Обусловлено это, прежде всего тем, что деятельность дорожного фонда была привязана к логике строительного процесса, который чаще всего не может быть ограничен рамками одного года. К тому же в процессе реализации проектов необходимо вносить в них изменения, что при консолидированном бюджете сделать очень сложно.

В мае 2010 года Минтранс выступил с инициативой возродить дорожный фонд на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Данное предложение с введением нового, более эффективного механизма финансового обеспечения дорожного строительства получило поддержку премьер-министра России Владимира Путина, а в дальнейшем было одобрено президентом России Дмитрием Медведевым. В апреле 2011 г. Дмитрий Медведев подписал федеральный закон, дополняющий бюджетный кодекс новой статьей, определяющей правовые основания создания федерального дорожного фонда и фондов субъектов РФ. 

В конце 2011 г. закон "О дорожном фонде Тверской области" был рассмотрен и принят Законодательным Собранием Тверской области, а с 1 января 2012 г. вступил в силу.

Создание региональных дорожных фондов позволяет субъектам осуществлять целевое финансирование отрасли. А это означает, что Тверская область получает возможность постепенно совершенствовать дорожную сеть, самостоятельно расставляя приоритеты. С целью подготовки к реализации закона в правительстве Тверской области принят порядок формирования и расходования средств Дорожного фонда. 

В соответствии с федеральным законодательством с 1 января 2012 года в дорожные фонды будут направляться средства из следующих источников: транспортный налог, акцизы на топливо и налог с автомобилей грузоподъемностью более 12 тонн. Кроме того, финансирование фондов осуществляется за счет сборов за проезд иностранных автомобилей по территории страны, платы за аренду земельных участков в полосе отвода автодорог, а также «безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц на финансовое обеспечение дорожной деятельности». Основным назначением целевых дорожных фондов в России в целом и в Тверской области в частности должно стать обеспечение расходов, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования и управлением государственным и муниципальным имуществом в сфере дорожного хозяйства за счет налогов с пользователей дорожной сети и неналоговых доходов от эксплуатации и использования имущества автомобильных дорог. Средства целевых дорожных фондов не могут быть использованы на цели, не соответствующие их назначению. 

Федеральный закон от 06.04.2011 N 68-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации»

Закон Тверской области от 28.12.2011 № 88-ЗО «О дорожном фонде Тверской области»

 

Есть вопрос? Напишите нам